Скандинавия, сейдр, гальдр, вёльвы, обряды
Сейд (или сейдр) представляет собой обрядовую эзотерическую практику, которая возникла на территории раннесредневековой Скандинавии и, по всей видимости, широко применялась ведуньями норманнов. Что касается этимологии, то «сейдр» происходит от древнескандинавского «seiрr». Перевод этого слова неизвестен, но его когнаты (однокоренные слова единого происхождения) из древневерхненемецкого и древнеанглийского вполне переводимы, они имеют значение «натянутая веревка» или «силок», иногда – «ловушка». Все эти варианты выглядят логичными ввиду того факта, что в ритуалах сейдр часто используется прялка («seiрstafr» на древнескандинавском).
Посредством сейдра скандинавские ведьмы-вёльвы могли творить так называемые защитные и атакующие чары, иными словами – наводить порчу, снимать ее и защищать от направленного негатива (Один при помощи сейда мог насылать болезни и даже убивать).
В связи с описаниями сейда неоднократно встречаются эпизоды, в которых скандинавские ведьмы исполняют особую песню, в текстах саг она называется «vardlokkur». Точная этимология слова неясна, но его первая часть «vard» явно указывает на понятие «ворд» (душа). По всей видимости, «vardlokkur» представляет собой некое трансовое заклинание, которое вводит вёльву в измененное состояние восприятия и позволяет душе отделиться от физической оболочки. В одной из саг говорится о том, что песня «vardlokkur» исполняется пятнадцатью девушками и пятнадцатью мужчинами.
В культуре скандинавов Раннего Средневековья гальдр (или гальд) – устная заклинательная практика, представлявшая собой ритуальные песнопения. Вероятно, восходит к древнегерманским шаманическим ритуалам первых веков нашей эры, о которых в «Германии» упоминает Тацит. Гальдр не стоит путать с гальдраставами – колдовскими рисунками, распространенными на территории средневековой Скандинавии и Исландии.
Древнескандинавское слово «galdr» восходит к древневерхненемецкому «gala» и имеет несколько прямых аналогов в древнеанглийском. В переводе на русский все они означают «заклинание» или «заговор», при этом справедливы обе транскрипции – гальдр и гальд.
В эддических текстах гальды упоминаются в связи с самыми разными событиями. Некоторые заклинания призваны облегчить роды, другие сводят человека с ума (отсюда современная шведская форма «galen», что значит «безумный»). А. Хенриксон в «Большом мифологическом буклете» пишет о том, что владеющий гальдром мог насылать шторма, топить корабли, затуплять оружие врага, размягчать сталь его доспехов и приносить победу в бою.
В саге «Заклинание провидицы Гроа» восставшая из мертвых вёльва читает девять особых гальдров, чтобы защитить своего сына от всех опасностей.
В эпической «Саге о Боси и Херрауде» вёльва Бусла произносит гальды, спасающие Херрауда от смерти, которую ему готовит конунг Хринг.
В «Речах Высокого» из «Старшей Эдды» Один говорит о том, что знает восемнадцать тайных гальдров, которые могут отвратить любую опасность и позволяют говорить с мертвыми. Этот фрагмент Гвидо фон Лист в свое время ошибочно трактовал, как указание на восемнадцатирунный древнегерманский футарк.
В «Поездке Скирнира» Скирнир произносит гальд, чтобы заставить Герд, дочь Гюмира, выйти замуж за Фрейра. В песне «Плачь Оддрун» также есть эпизод с гальдом – Оддрун произносит заклинание, чтобы помочь Брогни родить. При этом в оригинале данное заклинание названо оборотом «кусающий гальдр».
Других упоминаний о гальдрах нет, да и в целом сведения о них достаточно отрывочны. Очевидно, что речь идет о сугубо устной практике (об этом прямо говорится в «Саге о Боси и Херрауде»), которая, как верили древние скандинавы, в умелых руках обладает безграничной силой.
Вёльва – провидица в дохристианской Скандинавии. Вёльвы владели шаманическими практиками сейд и спа, позволявшими предсказывать будущее и моделировать грядущие события. Также вёльвы использовали гальдр, это заклинательная обрядовая методика, специфическая для скандинавского шаманизма. Спакуна и вала – альтернативные названия вёльвы, использовавшиеся в разных регионах Северной Европы. Вёльвы практиковали сейд, спа и гальдр, по аналогии с традиционными эзотерическими практиками – шаманство (общение с силами природы, духами), прорицание и обрядовые заклинания соответственно. По всей видимости, в подавляющем большинстве случаев вёльвы были женщинами.
Наиболее ранние упоминания о вёльвах или женщинах-пророчицах, выполняющих идентичные функции, встречается в «Географии» Страбона при описании древнегерманского племени кимвров. Пророчицы кимвров, по Страбону, были пожилыми женщинами, одетыми в белое. Они приносили в жертву военнопленных и окропляли себя их кровью, чтобы узреть будущее.
Гай Юлий Цезарь в «Комментариях к Галльской войне» упоминает, что встречался с Ариовистом, вождем германского племени суэби и ряда смежных племен. От Ариовиста Цезарь узнал об обычае германцев приносить пленных в жертву, чтобы предречь исход сражения.
В «Историях» Тацита есть упоминание о Веледе, пророчице из германского племени бруктеров, которую другие племена, по всей видимости, обожествляли. Иордан в «Герике» упоминает о готских колдуньях «haliurunnas», изгнанных королем Филимером. Слово «haliurunnas», вероятно, происходит от «halju-runnos», что дословно можно перевести как «путешествующие в земли мертвых». Согласно Иордану, эти колдуньи, покинув племена готов, дали начало племенам гуннов. Лангобардский историк Павел Дьякон писал о конфликте между лангобардами и вандалами на юге Скандинавии. Дьякон упоминает, что вандалы обратились за помощью к некоему Годану (вероятно – Одину), а лангобарды – к его супруги Фре (предположительно – Фрейе). Фре помогла Гамбаре, матери лангобардских вождей, перехитрить Одина и сражение было выиграно. Очевидно, что Гамбара выступает здесь в роли вёльвы.
Арабский путешественник Ибн Фадлан, бывший в 921 году послом в Волжскую Булгарию, упоминал об обряде похорон скандинавского вождя. По словам Фадлана, на десятый день торжественного пира по случаю похорон жрица (он описывает ее, как пожилую женщину, которую другие называли «ангелом смерти») принесла в жертву рабыню вождя, положив ее тело в погребальную ладью.
Образ вёльвы неразрывно связан с деревянным посохом, веретеном и ткачеством, это распространенный мотив не только в скандинавской мифологии, где богини судьбы, норны, назывались ткачихами судьбы. Мойры в Древней Греции и парки в Древнем Рима тоже были богинями-ткачихами, управлявшими жизнями людей.
В местах крупных битв на территории Скандинавии вместе с мечами и секирами часто находят деревянные жезлы, такие же, как и в захоронениях вёльв. Это указывает на то, что вёльвы, вероятно, могли принимать непосредственное участие в сражения. Кроме того, многие жезлы вёльв по форме напоминают прялки, а по одной из версий понятие «сейд» («seiрr») изначально использовалось для обозначения прядильной нити.
При короле Эдгаре Мирном под давлением римско-католической церкви был принят ряд законов, запрещающих сейд, спа и гальдр. Также в Кодексе Канонического Права Католической Церкви есть строки о запрете на некромантию – обращение к мертвым. И хотя в древнескандинавских текстах нет упоминаний о подобной практике, раз церковь обратила на нее особое внимание, значит в раннесредневековой Скандинавии она имела достаточно широкое распространение.
Отредактировано Andre Bertran (30 августа, 2019г. 08:38:01)