"Не помню дня суровей и прекрасней"
Вот уже второй месяц большая часть труппы Королевского театра Лондона пребывала в состоянии перманентного стресса, о причинах которого вслух говорить было не принято, но в темных пыльных углах закулисья регулярно звучали словосочетания «Та пьеса» и «Древнее проклятье». За прошедшие дни с начала репетиций в больницу загремел декоратор, у которого случилась сердечная недостаточность из-за частых треволнений, а парочка начинающих актрис массовки выпали из основного состава, пав жертвами нервного стресса. О том, что на главной сцене города ставится пьеса Шекспира «Макбет», грозящая стать главной премьерой сезона, знали единицы. Руководство театра опасалось преждевременной шумихи, не идущей на пользу ни одной постановке, особенно когда причиной такой шумихи становятся трагедии, ознаменовавшие предыдущие попытки отыграть это произведение классика на сцене. Каждому прямо или косвенно причастному к сему мероприятию пообещали гонорар в два раза больший, чем обычно, а деньги, как выяснилось, могут купить даже бесстрашие. Виолетта, впрочем, к этому разряду не относилась, она бы согласилась играть просто из уважения к величайшему драматургу, которого так любила, особенно за тонкую пленку мистики, которой он умудрился окутать печально известный «Макбет».
-Мисс Брайант, скоро Ваш выход, - ее очаровательная тонкоголосая помощника просунула бледное личико в дверь личной гримерной примы и смущенно заулыбалась. Летти кинула на себя последний взгляд в зеркало, демонстративно вздохнула и плавно поднялась, будто бы и не собиралась никуда поторапливаться, несмотря на истеричные крики режиссера, слышимые уже в коридоре.
Терренс Найджел был молодым, подающим надежды представителем театральный культуры, на его счету уже была не одна громкая постановка, вызывающая у жадной до новинок общественности двоякие чувства – примитивного отвращения и безумного восторга, и покуда даже ненавистники продолжали посещать спектакли его работы, лишь бы рассказывать о своих впечатлениях знакомым, его популярность росла с каждом днем, а его имя на афише стало синонимом успеха будущего спектакля. Очевидно, поэтому его и пригласили. Как склонный к новаторству театральный режиссер, Терренс должен был вдохнуть новую жизнь в старую пьесу, насытить ее запоминающимися экстраординарными деталями и бросить на растерзание публики. Только, как и почти любой деятель искусства, Найджел обладал невыносимо тяжелым характером, истеричным нравом и был весь переполнен противоречиями. Он был до невозможности капризен и придирчив, то ему не нравилась прическа Виолетты, то ее походка, то платье оказывалась слишком открытым, то чересчур скромным, он хотел, чтобы она стояла в профиль, а потом, возведя руки к небу, выл, что она просто обязана была оказаться в анфас. Виолетта, без труда получившая роль Леди Макбет, как могла, сохраняла спокойствие и боролась с желанием обратить ненавистного режиссера в таракана. Только поговаривали, что Терренс был любимчиком или любовником, она не уточняла, кого-то из королевской семьи и имел стойкую протекцию, а потому жаловаться на него, о чем им прямо сказал Директор театра, не рекомендуется. Впрочем, самым веским аргументом стала фраза о том, что без Терренса Найджела не будет спектакля, а значит, пьеса опять отправится в пыльный архив, а этого Летти абсолютно точно не хотелось.
- Сегодня на репетицию пришел Мильтон Кемпбелл, - щебечет девица, едва поспевая за быстрой походкой Виолетты, - Сидит в зале совсем один.
- Вот как? – Летти заинтересованно выгибает бровь. О том, что известный писатель станет тем, чье мнение о спектакле определит его дальнейшую судьбу она слышала не раз, об этом много ходило сплетен и пересудов, ведь жанр, в котором прославился мистер Кемпбелл сложно было охарактеризовать, как всеобще любимый, тем не менее, он был здесь, в зале. Ведьма отчего-то странно заулыбалась, - И как? Нравится ему наша пьеса?
- Не знаю, мисс, сложно сказать, но лицо у него не слишком одухотворенное и он то и дело что-то записывает, кажется, будто ему не очень нравиться…- она умолкает и выжидающе смотрит на приму, будто побаиваясь реакции, но та лишь пожимает плечами.
-Конечно, ему не нравится, у него совершенно точно есть вкус и разум, - фыркает она, наконец, добираясь до конца коридора, где встречает бешено вращающего глазами режиссера.
По задумке Найджелла Леди Макбет была не просто коварной хитроумной интриганкой, помыкающей мужем и воплощающей властолюбивые планы, она была одержимой то ли бесами, то ли дьяволом, это так и не удалось уточнить до конца, вынуждена была не редко общаться со своим альтер эго, для чего в пьесу добавили несколько фривольных реплик и даже целый монолог, а костюм напоминал нечто среднее между цыганским нарядом и платьем для кабаре, ведь именно так, по мнению гения и должна была выглядеть жестокосердная жена Макбета. Виолетта, только недавно переставшая хихикать при виде ведьм, напоминающих куртизанок района Уайт Чапел, со своим амплуа так до конца и не свыклась, но играла, как и положено, талантливо и самозабвенно:
«Вино, свалив их с ног, мне дало смелость;
Их потушив, меня зажгло. - Но тише!
Кричит сова, предвестница несчастья,
Кому-то вечный сон суля».
Виолетта взмахивала руками, прогуливалась по сцене, как и положено, и иногда с лисьим любопытством поглядывала на диковинного гостя в зал. Несмотря на все старания примы и юного актера, с итальянскими корнями, которого привлекли на роль Макбета, спектакль доныне походил на лоскутное одеяло, собравшее в себе множество разножанровых сценок, одна эксцентричнее другой, по отдельности выглядящих вполне достойно, но в целом не представляющих из себя ничего вменяемого. Чего стоила одна только сцена убийства короля Дункана.
Актеры отыграли первый акт, выложившись в угоду режиссеру, и, подгоняемые его резкими комментариями, высыпали на сцену в ожидании приговора. Это само собой не коснулось своенравной Виолетты, которая сначала отправила помощницу себе за вином, а после, держа бокал в руках, грациозно спустилась со сцены в зал, но садиться не стала, остановилась возле оркестровой ямы, испытующе глядя на критика, вокруг которого уже суетился Терренс.
- И что же, мистер Кемпбелл? Как Вам наш «Макбет»? – в ее голосе сквозила злобливая ирония, а большая часть труппы на нее гневно зашикали. Летти была единственной, кто произносил название пьесы вслух, избегая глупых псевдонимов. Она абсолютно не верила в проклятья, потому что сама умела их накладывать и прекрасно знала, ареол дурной славы Шотландской пьесы, это дело рук злословия людей, а не древней магии. Но кто бы стал ее слушать?
- Виолетта! – если бы Найджел Терренс умел взглядом превращать людей в пыль, он бы это и сделал, но пока он мог лишь повышать голос и демонстративно сердится, - Прошу Вас, уйдите ради всего святого и не мешайте!
-Конечно-конечно, - нехотя протягивает девушка, но с места не двигается. Такой уж у нее был характер.
Отредактировано Violetta Bryant (23 апреля, 2019г. 09:48:41)